пресса :: статьи

Электрическая Вселенная

газета "Московский Комсомолец"

1996

Усыпанное звездами ночное небо всегда привлекало человеческие умы. С появлением электронной музыки тема Космоса стала чуть ли не доминирующей. Начиная с начала 70-ых, музыканты создавали космические полотна, сотканные из атмосферических звуков и фантастических настроений.

На самом деле, мир электронной музыки настолько многолик и разнообразен, что это даже сложно представить. К сожалению, информационный голод, который мы с вами испытывали на протяжении многих лет, совсем не способствовал нашим знаниям и культурному обогащению, тем более в такой области как электронная музыка.

Часто, когда люди слышат слова "Электронная Музыка", они испытывают какое-то легкое смущение и чаще всего не совсем понимают о чем идет речь. В представлении большинства это большие умные компьютеры, которые нужно уметь включить и соединить между собой, и они сами будут играть. Это совершенно не верно.

Более того , как говорил мне года три назад профессор музыки Стэндфордского университета Пол Лански:

"Когда вы используете синтезаторы и компьютеры, создавать музыку гораздо сложнее. Просто перед вами открываются фантастические, почти беспредельные возможности Синтетической Вселенной. Чем больше у вас выбор, тем труднее остановить себя на определенном движении, фразе, тембре."
В лучшем случае, вам скажут, что это Jean Michel Jarre или Space. Здесь как-то тоже все понятно: четкие ритмы, мелодии и даже можно потанцевать. Но, к сожалению, Jean Michel Jarre или Space - это еще далеко не все , что в мире называют "электроникой".
Если неискушенному слушателю включить какую-нибудь крутую академическую электронную работу, то со стороны этого самого слушателя вполне резонно может прозвучать вопрос: 
"А музыка ли это вообще?", 
что, впрочем, и было лично со мной много лет назад.

И действительно, можно ли назвать музыкой какие-то шаги, шум проходящих поездов, 20-ти минутные трансформации одного тона звукового генератора, 30-тисекундные паузы, отдельные удары,соединенные в одно целое , воспринимаемое как набор бессвязных звуков, шумов, музыкальных фраз, пассажей и движений. 

А именно так образно можно обрисовать те экспериментальные разработки академической электроники, из которой и появились в последствии всякие жан мишель жарры и спэйсы.
Во все времена музыкальная культура являлась своеобразным зеркалом настроений и состояний человечества. Современные формы того, что мы называем "музыкой", иногда выглядят даже устрашающе опасными для человеческой души, по крайней мере, некоторые из них. 

Сегодня нас атакует разросшаяся до немыслимых размеров поп-культура , металлические какофонии и ставшие всенародным достоянием исконно негритянские ритмы рэпа. А в течение нескольких последних лет на человечество обрушилось последнее "околомузыкальное " изобретение (имеющее электрические корни) - рэйв-культура. 
Вспоминая классическую фразу - если эта музыка есть , значит это кому-нибудь нужно, - не возникает желания спорить о праве на существование этого жанра. Все эти стили благополучно существуют по правилам и законам шоу бизнеса , и менее всего заботятся о духовности и воспитании души. 

Я не собираюсь читать вам проповеди о духовном воспитании молодежи и т.п. Просто, как показала практика, многие люди даже не подозревают о существовании громадного музыкального пласта, который называется Электронная Музыка. К счастью, в последние годы занавес неизвестности над этим термином немного приподнят, но это совсем не значит, что зайдя в любой музыкальный магазин вы увидите на прилавках сотни альбомов из мира электроники. 

Столь же тщетными будут ваши попытки прочесть что-либо вразумительное об этом в отечественных музыкальных журналах. При обильном потоке аудио-видео информации, которая поступает к нам ежедневно, вполне может сложится мнение, что никакой другой музыки, кроме той, которую показывают и о которой пишут, больше и не существует. 
Но это совсем не значит, что люди не нуждаются в иной музыке, в иных настроениях и впечатлениях.
В действительности, электронная музыка в ее многоликом разнообразии существует уже десятки лет.
И самое парадоксальное - революциооными изобретениями в области электронных инструментов и синтезаторов мир обязан именно России: 

Лев Термен ( "Терменвокс" начало 20-ых годов), Евгений Мурзин ( синтезатор "АНС" начало 60-ых).
В 20-ых годах был Лев Термен и его Терменвокс. 
Француз Пьер Шаффер начал свои первые электрические эксперименты в 1933. 
В конце 30-ых Е.Шолпо создал лабораторию по изучению возможностей синтеза звука и был построен его инструмент Вариафон. 
В 65-ом Е.Мурзин открыл Студию Электронной Музыки и создал синтезатор АНС. 
И конечно же Роберт Муг со своим именитым детищем Moog. 
С этого все и начиналось.
Конечно же, эта музыка не имела ничего общего с теми звуковыми сочетаниями и ритмическими конструкциями, которые мы сегодня подразумеваем под словами "электронная музыка". 
Это были прежде всего поиски новых средств выражения, звуков, структур, постоянные эксперименты со звуковыми генераторами и электрическими машинами, которые и рождали абсолютно новое музыкальное течение, где господствуют такие понятия как "атональная музыка" , "немузыкальный звук" , "сухая математическая структурная техника композиций", "сюриализм", плюс музыка конкретных звуков, электро-акустическая и экспериментальная музыка. 
Эту ветвь и исконное начало всей существующей ныне Электроники называют Академической. В нашей стране это направление мало знакомо большинству слушателей и даже самим музыкантам, которые слушают всего лишь несколько поверхностных лекций в консерватории.

Официальной датой рождения Электронной Музыки считается 1948 год , а основателем жанра - французский эксперименталист Пьер Шаффер, который еще в 1933 году создал Ассоциацию Экспериментальной Музыки и Искусства. 
Первый концерт этой музыки состоялся в 1952 году в Кельне и Милане. Композиции состояли из трансформированных звуков примитивных генераторов и набора конкретных звуков: падения капель воды, невнятных человеческих голосов, шума ветра, приближающихся человеческих шагов и т.д.
Более того, в бывшем СССР электронная музыка негласно числилась в разряде запрещенной и даже была запрещена для радиотрансляции, потому что она "была способна отвлечь советского труженика от существующей социалистической действительности и зародить сомнения в завтрашнем дне".

Вспомните 50-ые, когда в Союзе было запрещено даже слово "кибернетика". Но, слава Богу, человечество смогло прозреть и по достоинству оценить этот неординарный жанр.Ведь какая бы не была совершенная техника и сэмплерно-компьютерные гибриды у вас под руками, если у вас нет настоящего таланта и мастерства, то врядле вам удастся создать что-нибудь ценное. 

Ведь без человека, его души и фантазии это всего лишь просто груда метала, пластика и микросхем, которая не может ничего сама по себе. Впрочем, в то время как светлые умы продолжали свои дебаты "музыка это или нет" , деятели концептуального искусства , абстракционизма, театра и кино быстро нашли ей применение. 
Создатели футуристических постановок и фантастических фильмов поняли, что никакие другие звуки и композиции не подходят к их видео-ряду так гармонично, как работы музыкантов-электронщиков.

В конце 60-ых на музыкальную сцену планеты вступила психоделическая эра, и многие музыканты стали использовать элементы электронной, экспериментальной и электро-акустической музыки в своих работах. Среди них был, конечно же, Pink Floyd, но даже и Beatles в их "белом альбоме". 
В это же время прогрессивная и непокорная западноберлинская молодежь, а именно некто Conrad Schnitzler, Edgar Froese, Klaus Schulze под именем Tangerine Dream, в 69 году записывают пластинку "Electronic Meditation". 

Этот альбом был "темной лошадкой", при помощи которой они попытались сломать засилье американского и британского психоделического рока, доминирующего в то время на германской музыкальной сцене. Именно это событие и положило начало тому, что сегодня для большинства и ассоциируется с понятием "электронная музыка". 
Именно тогда в берлинской студии и зажегся призрачный огонь новоявленных электрических идей и образов, который в дальнейшем получил название "Берлинской Электронной Школы". И в 70-ых наступила "Золотая Электронная Эра". 
Несмотря на скудные возможности используемой техники, именно в те далекие времена были написаны электронные шедевры ,которые, очевидно, в недалеком будущем получат титул "классической музыки 20-го века".

"С моей первой группой Psy Free,- вспоминает сегодня некоронованный электрический король Klaus Schulze,- в те далекие 60-ые мы, пожалуй, одни из первых пытались найти какие-то новые музыкальные психоделические формы. Музыка Psy Free и Tangerine Dream, и моей второй группы Ash Ra Templ, и моих первых сольных работ была настолько необычна для большинства, что многие считали нас сумасшедшими. Все это не имело тогда большого коммерческого и артистического успеха."
В то время никто, даже сам Клаус не подозревал, что именно тогда и зарождалась новая электронно-космическая эра, которая в дальнейшем ,подобно цунами, захлестнула воображение сотен композиторов и миллионов поклонников. 
Появлялись новые имена, новые течения, которые в той или иной мере и по сей день используют великое электрическое наследие как 30-ых, так и 70-ых.
В отличие от общепопулярных коммерческих поп-рок структур, эту музыку вы почти не услышите по радио и не увидите по телевизору. 
А поразительное делетанство или неосведомленность некоторых теле-радио журналистов порой не просто вызывает смех, а, более того, способствует укреплению абсолютно неверной информации среди немалочисленных поклонников электрической культуры, которым, увы, приходится по крохам узнавать что-либо то ни было о своих кумирах из случайных мимолетных заметокх, статейх и радиопередач.

Так, например, несколько лет назад французский композитор Дидье Моруанни (ex-Space) в очередной раз посетивший Москву, изрек совершенно потрясающую фразу перед камерами центрального телевидения. 

Цитирую:

" ...Итак, в 77 году появилась моя группа SPACE, и затем электронная музыка получила широкое распространение во всем мире." 
Браво! 
Да здравствует первооткрыватель жанра Дидье Моруанни! 
А ведь большинство приняло эти слова за чистую правду и теперь-то уж они знают точно, что такое электроника и кто был ее первооткрывателем.

Но ситуация меняется к лучшему. Сегодня жители Москвы и еще 32 больших городов СНГ, каждую среду и субботу, настроившись на волну Радио РОКС, могут получить самую достоверную информацию и услышать последние электронные новинки из пяти материков нашей планеты. 

5 часов в неделю в ночном эфире программа "Назад Во Вселенную" бороздит просторы Электрической Вселенной, плавно лавируя между стилями и направлениями 70-ых и 90-ых. 

Каждую субботу в полночь на волнах радио Надежда вас ожидает часовое путешествие в мир Мандариновой Волны.

Также в сентябре 1995 в Москве родилась новая компания грамзаписи Only Records, которая впервые в России сосредоточила свое внимание исключительно на выпуске "электрической" продукции. 

И, очевидно, в самое ближайшее время жизнь "электрических" поклонников станет насыщенней и интересней. В январе 1996 Only Records выпустила два альбома московского электронщика Вадима Пицунова; готовятся к выпуску альбомы различных отечественных музыкантов, а также уникальная многотомная серия компакт дисков под общим названием Back To The Universe. 
В эту серию войдут произведения именитых мэтров жанра как 

Uman
Hans Joahim Roedelius
Software
Peter Mergener
Gene
Solitaire
Впервые в России будет опубликована музыка Klaus Schulze, более того, никогда ранее не публиковавшийся трэк, так называемый "previously unreleased track"), а также российских музыкантов, среди которых композиторы 
Владимир Рацкевич
Борис Деарт
Вадим Пицунов
Артем Артемьев 
и отец отечественной электроники Эдуард Николаевич Артемьев
По всей видимости, лед тронулся и впереди у нас с вами интересная электрическая жизнь. 
Но было бы непростительной ошибкой утверждать, что не было и больше никогда не будет удивительных сюрпризов, неожиданных открытий и очаровательных подарков на бескрайних просторах Электрической Вселенной. 
Музыка является одной из сфер деятельности человека, которая с эстетической точки зрения наиболее отражает сущность человеческого Я, связь человека с природой, с внутренним и внешним миром личности. 

© Мартин Ландерс 

статьи

При использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна. All rights reserved. Design and maintenance ML Productions ©1998-2015. Техподдержка Hotsupport