пресса :: статьи

Обтекатели плывущих сфер

журнал Music Box 

1999

"Окружающая музыка - звук души одного человека, говорящей с душой другого человека. Это - передача (перемещение) неопределенного количества эмоций и впечатлений".                        Pete Namlook, FAX label


Попытка описывать "ambient" - подобна попытке описать вкуса фрукта, который вы никогда не видели и не ели. Задача определения музыки ambient трудная и, практически, бессмысленная.
Словарь Вебстера определяет слово "ambient" как то, что охватывает со всех сторон; окружение. Приставка "ambi" прибывает от латинского "ambo", означая Объединение или Оба. В наше время музыкальное понятие Эмбиент получило еще несколько значений, которые в русском языке можно характеризовать как "плывущий", "обтекаемый".
Эмбиент согласовывает отдельные объекты; смешивая различные звуки, чтобы создать Один. Культура Эмбиента - это синтезирование различных звуковых комбинаций и мелизмов, которые, подобно мозаике, складываются в единое целое музыкальное полотно.

Современный Эмбиент - это гармония шума жизни; согласие между Ego и Psyche; симбиотический резонанс человеческого духа.
Ambient - это вся музыка. С тех пор как пещерный человек начал стучать на камнях, с церковной музыки 14-ого столетия, всегда Музыка была устройством для бессловесной связи и выражения собственных чувств. Моцарт пытался перевести юмор на музыкальный язык в опере Buffa, Густав Малер подражал цвету деревьев в своих композициях. Во все времена композиторы работали создавая Музыку, которая пробуждала и отражала жизнь, характер и природу.

В 1889 французский композитор Эрик Сати начал идею "Музыка Мебели" с его "Trois Gymnopedies" - три классические фортепьянные пьесы, которые коммерчески используются в настоящем, практически, телевидением всего мира. В какой-то степени можно утверждать, что благодаря этому уникальному свободному композиционному стилю Сати и обязана появлением на свет музыка, которая получил привлекательное название Эмбиент. Развитие и формирование этого современного направления в целом тоже основывается на его вольных музыкальных идеях. Его евангелие было: Музыка это Искусство.
С тех пор Эмбиент, безусловно, претерпел глобальные перемены, потому что представителям этого музыкального направления просто невозможно было не попасть под влияние различных многогранных форм музыки конца 20 века. И сегодня этот музыкальный жанр частично является неким компромиссом, благополучно уживаясь на стыке "умной" психоделической музыки и, разросшейся до невероятных размеров, поп культуры.

Современный Эмбиент воспринимается как кульминация технологии и духовного переворота. Психоделия и расширенное сознание из 60-ых и начала 70-ых соединились с технологией цифровых компьютерно-клавишных гибридов 90-ых. Расслабляющие хип-хоповые и трип-хоповые ритмы, пожалуй, являются основной составляющей большинства направлений современного Эмбиента. Наряду с повторяющимися реггей dub мелодиями строятся тональные текстуры с сэмплированными оперными голосами и естественной звуковой палитрой настоящих джунглей, которые плывут сквозь падающие капли воды и морские прибои...
Почти всегда, почти при любом упоминании Эмбиента вы можете встретить имя Brian Eno. Без сомнения, Eno принадлежит к одному из пионеров современной электронной музыки и наряду с другими первопроходцами форсировал ранние этапы (популярной) экспериментальной электроники.
Его абсолютный минималистический стиль первоначально рассматривался как часть авангардной сцены, но, в конечном счете, был отнесен в раздел музыки New Age, хотя его работы были и продолжают быть более стимулирующими и авангардными, чем большинство из этого жанра. В то время как Brian Eno был (неохотно) вовлечен в "ассоциацию новой эры" , он имеет гораздо больше прав именоваться "Отцом Современных Обтекателей" чем кто-либо еще. Потому что, практически, его первые эксперименты в этой области положили начало этому современному направлению еще в конце 70-ых. Работы Eno до сих продолжают свое огромное влияние на современный Эмбиент.

70-ые были накоплением синтетического потенциала и своеобразной синтезаторной платформой для современных Обтекателей и Окружателей. Аморфные первозданные синтезаторные структуры тех лет с успехом эксплуатируются и сегодня. В 70-ых творили монстры электрических экспериментов как Klaus Schulze, Tangerine Dream, Popol Vuh, Kraftwerk.
С прибытием в 80-ые, Эмбиент поддается влиянию иных аспектов музыкальной сцены и многие музыканты этого направления поддаются влияниям какого-то искусственно плохого арт-рока и минималистического авангарда. Это были проекты подобно группе Gong с лидером-гитаристом Steve Hillage, который в большинстве своих работ соединял музыкальную эстетику хиппи с психоделическим роком. Хотя его прошлое реабилитировали совместные проекты с различными techno/house музыкантами как Alex Patterson (The ORB) и Youth, группы в то время игнорируемые и в значительной степени критикуемые.
Другие формы Эмбиента брали за основу умиротворенные принципы музыки New Age, которые создавали опрятные прилизанные произведения - со временем эти тенденции сместились в сторону поп музыки. Получилась музыка для поколения "слушателей в удобных креслах". Среди ярких представителей таковой можно назвать Andreas Vollenweider и (частично) Vangelis, оба имеют успешную "концептуальную" карьеру в жанре New Age.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что с тех пор, большая часть создаваемой Окружающей музыки заканчивает свой путь в мусорных ведрах или на полках магазинов уцененных компакт дисков. И сегодня не интересный, не качественный Эмбиент встречается всюду в неограниченных качествах и количествах.
Тем не менее, именно в 90-ых "новое" музыкальное течение получает "новое" признание широкой публики, хотя, сам процесс признания происходил довольно медленно.
Для старых и знающих поклонников традиционной электронной музыки неожиданное появление "странных нехарактерных замедленных композиций" на альбомах технократических коллективов было приятной неожиданностью и вызвало неподдельный интерес. Совсем по другому к таким тактическим новшествам относилась (в начале) более широкая часть слушателей.

В 92 году KLF выпустили первый эмбиентный альбом " Last Train to Trancentral", первый из многих "обтекаемых" альбомов, который появился на именитом лейбле, но в значительной степени был проигнорирован публикой (за исключением танцевального трека "Justified and Ancient"). В то же самое время THE ORB публикует их "Adventures Beyond The Ultraworld", насыщенный "обтекаемой" танцевальной музыкой с их умелым тонким манипулированием звука и тишины (их techno никогда не бывает одинаковым). Аудитория не визжала от восторга тоже.

Meat Beat Manifesto сломал свой ярлык принадлежности исключительно к хардкору индустриальной сцены, создав трек "Pot Sounds", который позволил увидеть группу в новом "обтекаемом свете".

Таких примеров можно привести множество. Прошло ни один месяц, прежде чем к Эмбиенту стали относится как к самостоятельному жанру, а не как к музыкальным паузам между танцевальными сетами на дискотеках, чтобы разгоряченные тела и уставшие ноги смогли немного отдохнуть.
Группы подобно Original Rockers, One Dove, and Voices of Kwan стали первенцами для новой стадии Эмбиента, которая получила название Ambient Dub. Значительно долгий период времени DUB был, пожалуй, естественным и единственным помощником в создании электронных атмосферических обтекаемых полотен.
Так именуемая "dub-техника" в начале обширно использовалась в записи вокальных произведений, которые исполнялись "живьем". Затем dub элементы (эхо вертикальных колебаний и реверберация) способствовали появлению на свет нового электрического ландшафта (который до сих пор не выходит из моды и, практически, является основополагающей частью современного dub-эмбиента), получивший название "outerspace".

Звукорежиссеры типа King Tubby и Lee "Scratch" Perry одни из первых взяли на себя риск отредактировать старые записи, внедрив технику, которая в дальнейшем стала приемлемой повсеместно: понизили уровень барабанов и гитарных партий, добавляя эффекты "эхо" и реверберацию в определенных местах композиции.
Иллюзорность и впечатления от услышанной "переделки" явно показали привлекательность использования этой техники; плюс ко всему, Обтекаемая музыка с элементами dub бесспорно несла психоделические настроения. Со временем музыкальные критики сделали единогласный вывод - dub представляет собой ни что иное как психоделическую сторону музыки реггей, что, впрочем, многие утверждали и раньше.

Как писал Luke Ehrlich в журнале Reggae International: "Если реггей является Африкой в Новом Мире, то dub должен быть Африкой на Луне; это - психоделическая музыка, которую я ожидал услышать в 60-ыхs и не услышал."

Подобно любому ответвлению Эмбиента, Dub Ambient использует каждую инструментальную линию как сырой материал, чтобы соединить их в одно целое, объединив в пространстве и звуке, подобно художнику, смешивающему краски на мольберте.
Самая большая вещь, которой Эмбиент поделился с Dub, это любовь к экспериментированию, на которое в свою очередь воздействует способность для изменений.
Рост и популярность Окружающей музыки основана на довольно простой формуле: палитра Эмбиента может удерживать много различных звуков и при этом иметь единый смысл, направленность и настроение. Например художники подобно The Irresistable Force, William Orbit, The Future Sound Of London хорошо известны как "конверторы" множества звуковых текстур в единое целое.

Использовались не только стандартные музыкальные и бытовые звуки. В творчестве "обтекателей" зазвучали диджериду (древний инструмент австралийских аборигенов) наряду с хоралами 14-го века - The Future Sound Of London, трек "Papua New Ginea"; британский проект Electa вкрапляет в свои работы сэмплированные фрагменты музыки Pink Floyd, и так далее. Машина заработала.
Все, что было сделано с тонким (и коммерческим) вкусом - получило признание масс, "не вкусные", слишком "заумные" и чрезмерно увлекшиеся экспериментированием - до сих пор остаются в тени непризнания.
Понятие Эмбиент образовало некую нишу, в которой новое поколение нашло применение различных технократических музыкальных изысканий, что раньше назвалось всем: от "New Electronic Music" до "Armchair Techno".

Обтекаемая Окружающая музыка, подобно кузену techno, повторно изобретает себя при каждом повороте. Хотя, иногда, эти изобретения не всегда идут на пользу. И не редко нам приходится слушать бессмысленный набор звуков, воспринимающийся как затянувшееся предисловие без развития и конца; безразмерные длинные унылые треки, вызывающие, разве что, раздражение; не вдохновляющий шумовой фон без мысли, содержания и.. звука....
Немного туманный по определению, Эмбиент - подобно влажному шару из клея, поднимая все, что с ним соприкасается, обретая новые формы при каждом движении.
С наступлением эры сэмплеров и цифрового моделирования, Эмбиент стал создаваться в значительной степени технологией. Тем не менее, рожденная компьютерно-клавишными гибридами, современная Окружающая музыка все больше и больше охватывает музыкальное наследие древнейших культур человечества.
Безусловно, технология воздействует на сознание слушателей и музыкантов. Но, может быть, технологическое развитие человечества нужно воспринимать как новое перепрограммирование Чувствительности в нашем понимании? Ведь уже на протяжении нескольких лет (и не только в музыке) человечество только тем и занимается, что стирает границы и культурные различия.
Эмбиент можно воспринимать как "расслабляющую комнату" для уставших на дискотеке танцоров с одной стороны, а с другой, как яркое отображение существующей действительности и того, что происходит в современном обществе, подобно соединению микро и макро.

Нередко "обтекатели" пользуются типичными "нью эйджевскими" наборами звуковых текстур - звуки окружающего мира, природные звуки. Всплески воды, звуковой фон тропического леса, дождь, водопады и пение птиц, ветер, автомобили, люди, случайные ритмы, монотонные звуки работающих механизмов - все это превращается в "концерт жизни", в "ремикс природы".

Еще одной характерной и привлекательнейшей стороной Эмбиента является практически бесконечная возможность оперировать музыкальными паузами и, собственно, тишиной.
Пожалуй никакое другое музыкальное течение не позволяет столь изысканно "работать" с тишиной как и со звуком.
Искусственные неожиданные задержки и остановки пульсирующих ритмов, порой, продуманны и сбалансированы до восхищения. Порой Эмбиент - это умение создавать сбалансированную тишину и некое атмосферическое пространство между звуками. Подобно иным "электрическим" музыкальным направлениям, Эмбиент постоянно путешествует, осваивая новые территории.
Sven Vath и Matthias Gruen из Германии полагают, что "Эмбиент - это результат развития общества, но при этом Новая Электронная Музыка не хочет изменить что-нибудь на общественном уровне. Единственный, кого хочет достигнуть эта музыка - это сингулярный человек".

Со временем Окружающая музыка получила тенденцию отклоняться в сторону психоделичексих структур; все чаще об Эмбиенте стали говорить как о музыке "spacey" и приписывать ей галюцегенные качества. Этому способствовали применения более глубоких медитативных тонов и различные специальные методы звукообработки, которые, в какой-то степени, способны вызывать (условно) легкое наркотическое состояние души без применения каких бы то ни было, собственно, наркотиков.
Анализируя многочисленные работы и рассуждения об этом в статьях своих зарубежных коллег, я лишний раз убедился в справедливости высказывания безымянного электронного музыканта (говорят, что это сказал Klaus Schulze когда-то): "Самый лучший и самый безвредный наркотик в мире - это МУЗЫКА".

Хотя, ни для кого не секрет, что некоторые слушатели и некоторые музыканты предпочитают соприкасаться с Эмбиентом под воздействием наркотиков. Наркотики совсем не обязательная часть Эмбиента.
Как говорит Nick Phillip из проекта C3: "Окружающая музыка более духовная, чем наркотики. Музыка уводит вас в феерические дали фантазий и ощущений, по сравнению с которыми алкогольное или наркотическое опьянение вашей плоти просто не может сравниться. Часто в названиях альбомов или треков мы видим незначительные намеки на наркотик или наркотические состояния. Это всего лишь метафора, а не факт. Карта местности - это не сама территория".

Однако, самое большое открытие поколение "обтекателей" состоит в том, что оно сделало возможным, дало человечеству способность ментального "space" путешествия,... где "space" находится между вашими ушами...
Эмбиент, в современном понимании этого музыкального жанра, практически, только недавно заявил о себе и уверенно набирает скорость.
Его развития и трансформации, неизбежно, будут рождать новые и новые музыкальные формы и производные. Возможности развития и потенциал этого интересного музыкального течения поистине безграничны. Как говорит тот же Nick Phillip из C3: "Это великая вещь, Эмбиент, двери широко открыты!"

Обтекаемые пространства

Музыка Эмбиент имеет ритмическую или транс-подобную природу, в сочетании с элементами электронной и (или) космической музыки. Вообще, это комбинация последовательно изменяющихся элементов, которые и обеспечивают общую нить, общее настроение так называемой Обтекаемой музыки.
Сегодняшний Эмбиент, обычно упоминаемый как "New Ambient" или "Ambient Dub", что подразумевает полностью ритмичные танцевальные или трансовые структуры для движения или релаксации, зачастую используя "плывущие звуки" с этно-примитивными текстурами или формациями кибер-фонической музыки.

Если вспомнить недалекое прошлое, то не так давно работы, относящиеся в той или иной степени к этому направлению, наоборот подразумевали отсутствие какого-то ни было ритма, а были насыщены заранее подготовленными фонами, аморфными расплывчатыми структурами, потенциально богатыми мелизмами и тембрами.
К этому типично-плывущему Эмбиенту можно отнести отдельные работы таких мастеров как Brian Eno, Klaus Schulze, Michael Stearns, и даже раннее творчество Tangerine Dream, и, конечно же, многонациональный отряд артистов американского радио синдиката Hearts Of Space.
Эмбинет сегодня превратился в независимый музыкальный жанр, который вырос из "chill-out rooms", став частью рэйв культуры, но при этом сумел избежать обстрела 160-180 ударов в минуту, давая волю воображению музыкантов и диджеев, позволяя фривольно варьировать с тембрами и настроениями, соединяя в различных пропорциях и комбинациях звуки природы, мягкие текстуры музыки New Age и закольцованные фразы музыкальных сэмплеров.

Наиболее распространенными оказались сборники этого направления, представляющие работы различных музыкантов и объединенные в серии с характерными названиями как 
 

"Excursions in Ambience", "From Here to Tranquility", "United States of Ambience", "Ambient Dub", "Ambient Extractions", "Chill Out", "Feed Your Head", One A.D., и так далее.
Поскольку мы наблюдаем развивающийся рост и быстро повышающееся появление и принятие этого жанра, мы часто слышим термины подобно "видоизмененный", или "реконструированный", то есть, в современную музыкальную жизнь полноправно вступило такое понятие как анти-классификация, в лучшем случае.
Интересен и тот факт, что многие артисты , компании грамзаписи и даже музыкальные магазины стали предпочитать термин Ambient к типичной и достаточно традиционной музыке New Age, тем самым создавая неразбериху и запутывая потенциального слушателя. Музыка Новой Эры и Эмбиент - это редко одно и то же, хотя порой и близко к друг другу в эмоциональном пространстве; схожая привлекательность, похожие звуки, но лишь иногда отдельные работы New Age можно рассматривать как под-жанр Обтекаемой Окружающей Музыки.

Можно выделить приблизительно шесть различных типов Окружающей Обтекаемой музыки. Опять же таки, как я неоднократно говорил раньше, все эти названия и деления более чем условны по причине взаимопроникновений и трансформаций стилей, жанров и направлений сегодняшнего музицирующего человечества. Но, пожалуй, не будет лишним (а может быть и руководящим гидом), если я попробую определить некоторые основные черты того или иного течения современного Эмбиента, тем более, что эти громкие и вполне конкретные ярлыки существуют уже несколько лет.

Ambient Dub

Примеры: 
"A.D." серия американского лейбла Waveform, серия "Excursions in Ambience", "23", "Sub Dub", "Higher Intelligence Agency", "Sounds From The Ground", "Zero One", "Pelican Daughters", "Doctor Wize"
Музыка с ярко выраженными элементами рэггей, в частности, ритмические конструкции и мелодические линии басс гитары, плюс эхообразная электроника.

Ambient Space

Примеры:
"Ambient Temple of Imagination", "Deeper Than Space", серия "The From Here to Tranquility", "Heavenly Music Corporation", Pete Namlook, серия "Soundscape Gallery", серия "Baramundi" и, частично, "Free Zone".
Музыка, которая родилась и берет свое начало у истоков New Age и Космической Музыки. Характерными признаками этого направления является частичное или полное отсутствие ритма и затяжное долгое развитие музыкальных фраз и кульминаций (если таковые имеют место).

Ambient World

Примеры: "Loop Guru", "Banco De Gaia", "Ohmega Tribe", "Transglobal Communication", "Professor Trance", "Quinn", и даже "Deep Forest".
Под-жанр, вобравший в себя богатые элементы и традиции музыкальных культур различных стран мира; другими словами, направление, которое эксплуатирует плодотворнейшую почву так называемой World Music. Характерны насыщенные ритмические узоры и использование вокальных партий.

Ambient Pop

Примеры: 
William Orbit, "Enigma", "Babble", "Delerium", "One Dove".
Воспринимается так же легко, как и рок/поп музыка; обилие элементов традиционных движений и идиом рок музыки, традиционный евро-американский вокал.

Ambient Electronic

Примеры: "Synaesthesia", серия "United States of Ambience", "Electric Skychurch", "Global Communication", "Biosphere", "SETI", "Future Sound of London" (частично), Lagowski.
Это полноправные потомки традиций Старой Европейской Электронной Школы, которые используют типичные технические приемы игры и звукоизвлечения, ставшие уже классическими. В целом проявления этого направления заключается в совмещении добрых электрических традиций, элементов индустриальных течений, сочетая возможности древних аналоговых клавишных инструментов и ультра современного цифрового оборудования.

Ambient Techno 

Примеры: 
"Moby", "Om", "Aphex Twin"(некоторые работы, но не все), "Freaky Chacra", серия "Trance-Europe Express".
Практически смягченный techno, но, тем не менее, с более тяжелыми плотными ударами, в более солидном тяжеловесном и значимом обрамлении.

Музыка Новой Эры (New Age) сегодня выделена в отдельное направление и существует как самостоятельный стиль. Точно также, как и большая часть Космической музыки, New Age предлагает вам умиротворенную атмосферу для релаксации, медитации, путешествие в макромиры вселенной или собственного сознания.

Современный Эмбиент в сравнении с этими схожими течениями, представляет собой более объемную сферу распространения и значимости и сам по себе является более емким термином, вобравший в себя многоликие изыскания современных музыкантов, работающих на поприще Обтекаемой Окружающей Музыки.
Уже сам факт, что Эмбиент трансформирует и мутирует наследия того же New Age и Space Music, говорит о том, что это качественно новый уровень в развитии современной музыкальной культуры, которому, очевидно, тоже суждено перерасти во что-то иное в не далеком будущем.
Также не стоит забывать, что новое поколение музыкантов-обтекателей "пропустило сквозь себя" многолетнее музыкальное прошлое планеты как techno, disco, trance, punk, rock, jazz и ни коим образом не возвращаются к идеям той же музыки Новой Эры, царящими лет 10-15 назад.

Большинство представителей звукозаписывающей индустрии уже сегодня имеют соблазн приклеивать к своей продукции звучный ярлык - "Ambient", так что, возможно, не далек тот час, когда понятие New Age исчезнет совсем. Но не будем делать преждевременных выводов.
Как я говорил ранее, все таки Ambient и New Age - это совсем не одно и то же. Каждое направление имеет свою собственную историю развития, собственные краеугольные камни и область применения, и конечно же, право на название. Каждый жанр с течением времени прогрессирует и выкристаллизовывается, достигая большего мастерства и становится более распознаваемым на музыкальном рынке.

Как и любое искусство, современная электронная музыка во всех ее проявлениях - это реальный вызов, который диктуется сегодняшними машинами-синтезаторами, и как их использование и размещение балансирует способностью человеческого вида на интерфейс с механизмами.
Свойственная способность Человека регулировать артистическую целостность в соотношении со временем требует чувствительность к корням, к Духу музыки, к зову прошлых поколений и потребность в непрерывной новизне.
Возможно, в этой гибридной Окружающей музыке больше чем где-нибудь еще и присутствует этот вызов; возможно, именно поэтому люди так благоприятно относятся к объединению элементов Rhythm'n'space, ритуально-танцевально-задумчивой смеси, которые раскрывают наш разум и заставляют двигаться наше тело. 

© Мартин Ландерс 

статьи

При использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна. All rights reserved. Design and maintenance ML Productions ©1998-2015. Техподдержка Hotsupport