пресса :: публикации

Электронная Музыка

Информационный бюллетень DJ Дай Jest

1997 март

Сэмплеры, секвенсоры, компьютеры, синтезаторы сегодня потеснили скрипки, фортепиано, флейты и гитары. Но все это электронное "чудо" - лишь инструмент в руках человека, по прежнему за всеми техническими наворотами стоит Творец, который сегодня является и композитором, аранжировщиком, музыкантом, и звукорежиссером, инженером, программистом. 
Среди рэйва, техно, электронной попсы выделяется течение, которое называется просто "электронной музыкой". При разговоре о ней обычно употребляют эпитеты "экспериментальная", "серьезная", "интеллектуальная", "некоммерческая", "прогрессивная", но избегают четких формулировок и определений (можно ли четко определить то, что постоянно изменяется).
Нам удалось побеседовать с человеком, жизнь которого тесно связана с электронной музыкой. Мартин Ландерс, ведущий программы Back To The Universe - более чем искушен в этой области.
 
DJ: Современная электронная музыка авангардна и экспериментальна по своей сути, и врядли можно говорить о чистых жанрах и стилях, но, наверное, можно определить основные направления. Какие направления могли бы вы выделить? 
М.Л.: Направлений очень много. Так получается, что электроника в конце 90-ых - это такая большая ветвь, которая разветвлена на невероятное количество стилей, подстилей, поджанров... из которого выросло огромное дерево. Понятие "электронная музыка" на сегодняшний день исковеркано, отдалено от своей первоначальной сути. Настоящая электроника берет свое начало еще с 30-ых годов, а если брать более ранние разработки, то можно сказать, что и с конца прошлого века. Настоящая электронная музыка начиналась с экспериментов. Эксперимент в создании новой сферы, новой области человеческого мышления и передачи, отображения новых, доселе невиданных человеческих ощущений, переживаний, эмоций и т.д. В какой-то степени рэйв - это тоже электроника, но всегда, до последних пор, под электроникой подразумевались совершенно определенные музыкальные течения, движения, которые, прежде всего, несли космическую идею. Также были определены какие-то традиционные развития этих идей и технические приемы, ставшие основой их выражения. Родители современной традиционной электроники, люди, заложившие главный кирпич в фундамент - Klaus Schulze, Tangerine Dream, Popl Vuh, Ashra Temple - это были кислота (ЛСД), плюс эксперименты того же Штокхаузена и Пьера Шаффера, доведенные до более популярных форм самовыражения; элементы минималистических структур перерожденные в основу секвенсорной музыки; сюрреализм трансформировавшийся в расплывчатые аморфные формы звуковых генераторов... А сегодня под понятие "электроника" попадает слишком много музыки, порой, неимеющей к настоящей электронике никакого отношения. 
 
DJ: Сейчас очень моден старый термин "new age", с которым приходится сталкиваться в отношении к совершенно разной музыки. Так что же это такое? 
М.Л.: Грубо new age можно разделить на две большие категории: событийный и беcсобытийный. По своей сути и в своем идейном большинстве, new age без событийный изначально. Эта музыка сравнима с тем, когда вы выходите в поле с густой высокой травой, ложитесь на землю, расслабляетесь и смотрите в небо, по которому медленно бесконечно плывут облака. Это и есть new age, new age от которого я устал, и который я больше не люблю за исключением нескольких крайне-крайне редких вещей. Очень многие произведения этого жанра носят чисто прикладной характер для людей, специализирующихся на познании восточной философии, занятий йогой, какими-то восточными техниками, для людей, увлекающихся буддизмом, который "работают" с кристаллами, занимаются медитациями и так далее. Очень много музыки создается именно для таких целей. С другой стороны, крайне редко, просто слушая такую "специальную" музыку, вы что-то из нее почерпнете. У музыки new age есть тоже много ответвлений, в частности: акустический, электронный, так называемый jazzy (с элементами джаза). Точно так же как в ambient, есть классический new age и есть современный. В отношении термина "new age" существует какая-то совершенно мистическая безграмотность даже на Западе (там, где все это родилось и существует по сей день), особенно в Америке. Несмотря на существование найкрутейших радиосиндикатов и специализированных изданий, профилирующихся на этой музыке. Если взять тот же Billboard, то там до сих пор есть раздел "new age", куда попадает все, что имеет отличие от поп и рок музыки... Меня это просто убивает. Конечно же, есть очень грамотные журналы и компетентные специалисты, но, за редким исключением, это совсем не суперобложки и не многомиллионные тиражи. Но при этом, именно там вы и можете почерпнуть настоящую квалифицированную информацию. А раньше, еще в середине 70-ых, когда только появилось само название "new age music", этот ярлык носили даже такие монстры как Klasu Schulze и Tangerine Dream. Во общем, трансформации с этим термином - очень запутанный клубок - вашего журнала может не хватить, если рассказывать все в деталях и по порядку. 
 
DJ: Как возникла электронная музыка? 
М.Л.: В какой-то степени, электронную музыку можно рассматривать как побочный эффект, развивающийся параллельно и напрямую зависящий от создания и развития электромузыкальных инструментов, а также культуры и прогрессивных авангардных продвижений человечества в новые области мышления, сознания и действий. В начале 30-ых, некоторые немногочисленные экспериментаторы пробовали свои силы в новых радикальных способах самовыражения и передачи новых мироощущений посредством шумов звуковых генераторов в совмещении с конкретными звуками окружающего мира, как то шум человеческих шагов, капли падающей воды, открывающиеся двери, шум опавшей листвы и так далее. То есть, другими словами, экспериментальные формы выражения имели мало общего с тем, что большинство людей подразумевает под словом "музыка". Современная электроника выросла и базируется именно на "этой" музыке - эксперимент плюс musique concrete. Сегодня большая часть электроники представляет собой симбиоз звуковых экспериментов, трансформировавшийся в более доступные, популярные формы. Тот же new age - супер доступная форма. Любому человеку, независимо от музыкальных пристрастий, можно включить что-то такое красивое: птички поют, водичка бежит, музычка что-то мурлычит - все нормально, нормальная музыка, нормально воспринимается и этим никого уже не удивишь. 
 
DJ: Вы говорили о британской и о берлинской электронной школах. Можно ли говорить о принадлежности данного музыканта - электронщика к определенной национальной культуре, либо эта музыка в определяющей степени космополитична? 
М.Л.: Это космополитизм - безусловно. Если Kitaro играет электронику с огромным влиянием и тенденциями японских музыкальных традиций, то другие артисты, тоже японского происхождения, вообще не используют никаких национальных корней, они играют стандартную европейскую музыку. 
 
DJ: Как вы считаете, русская электронная музыка находится на мировом уровне или плетется в хвосте? 
М.Л.: Смотря кто. Если взять, например, Эдуарда Артемьева, то он вне конкуренции. Он известен и популярен во всем мире, причем, гораздо больше, чем у себя на родине. Это гениальный, добрейший интеллигентный человек, человек, который просто живет в другом измерении. Это понимаешь, когда с ним общаешься. А в отношении других - как молодых, так и почетных представителей отечественной электроники - я не хочу делать кому-то рекламу. Есть немало людей, чье творчество находится на достаточно высоком уровне. Как ни странно, наиболее интересные и авангардные разработки в России были созданы в застойные времена.
Сейчас, когда в стране царит хоть и мнимая, но свобода, крайне редко встречаешь что-то интересное, оригинальное, выходящее за рамки привычного, обычного и (увы) уже когда-то, где-то слышанного ранее... Повторы идей, технических приемов, плагиат, усредненность. И, нужно сказать, что такова ситуация не только в России, но и в большинстве своем, во всем мире. 
 
DJ: Одни называют музыку интеллектуальной, другие - музыкой для отдыха, музыкой для интерьера. Мне кажется, здесь есть противоречие.
М.Л.: Я считаю, что у каждой музыки есть свое предназначение, которое изначально существует, которое закладывалось автором. Но есть еще и то, что слушатель слышит в музыке. Музыка - это самая демократичная вещь на свете. В электронике абсолютно все зависит от вашего воображения. Сколько критиков - столько и мнений; сколько музыкантов - столько и музыки; сколько слушателей, тоже, столько и музыки, столько и мнений. Например, слушая ранние работы Klaus Schulze: у одного возникают гнетущие, сумрачные видения; у другого - космический полет и ландшафты чужих планет; а у третьего просто начинает болеть голова... Все это очень субъективно. Что касается интеллектуальности этой музыки, то, мне кажется, человек должен просто "дойти" до этой музыки. Это не так просто. Кто-то любит комедии, а кто-то мелодрамы. Поймите меня правильно, я занимаюсь этой музыкой более двадцати лет, и я сам уже очень субъективный человек. Мне очень тяжело поставить себя на место человека, который слушает "нормальную" рок - поп музыку и никогда не слышал электроники. Дело в том, что электронная музыка со временем становится частью твоего мира, неотделимой частью самого тебя. В любом случае, я думаю, что невозможно сегодня слушать попсу или рок, а завтра вот так сразу, с ходу проникнуться пассажами раннего Шульце или Дрима. Так не бывает. Обычно к этому люди идут, порой не один год. И многое зависит от того, что у вас в голове. Если книжка о приключениях Буратино, прочитанная в шестом классе, было последним из того, что вы читали; если вы склонны к усиленному злоупотреблению крепких горячительных напитков, то я не думаю, что электроника легко и свободно проникнет в вашу душу. В большинстве случаев, электроника способствует философским настроениям, самокопаниям, музыка Космоса, Ночи, Одиночества и Ночного Полета в мир Ваших Фантазий... Как говорил продюсер OHRE Records Uilrich Keizer в начале 70-ых (идеологически наставляя Klaus Schulze и музыкантов из Tangerine Dream): "вы не просто музыканты - электронщики, вы не просто играете на клавишах и крутите какие-то ручки - нет, вы создаете ирреальные звуки и миры, вы - космические курьеры, вы несете некое космическое послание людям Земли". Человек должен сам судить о том, нужно или нет ему попасть в этот мир, сложно это, или нет. Образно, существует некая дверь, которую вы либо открываете и остаетесь там навсегда, либо за всю жизнь так и не находите ее. Я много общаюсь с радиослушателями, и приходится слышать по телефону или читать в письмах: вот я жил-жил, а когда услышал эту музыку в вашей программе - понял, что это мое, что это то, что всю жизнь мне так не хватало, что всю жизнь искал. Порой происходят и курьезные вещи. Например, человек был ярым "металлистом" и потом говорит:"я услышал и обалдел, теперь бегаю по городу и ищу ту музыку, которая звучала в программе, уже "этого" хочу, а "металл" уже что-то не то." 
 
DJ: Как я понял, эта музыка диктует определенный образ жизни и может, как наполнить человека, так и поглотить его. 
М.Л.: Безусловно, да. Если к этой музыке вы относитесь серьезно и уже достаточно глубоко вошли в ее владения - я бы сказал, что это не безопасно. Эта музыка на протяжении времени влияет абсолютно на все, что касается вас и вашей жизни. Она воздействует на ваше сознание и подсознание, на ваши привычки и мировоззрение. Она ничего не разрушает, нет. Просто ваш морально - интеллектуальный уровень становится несколько иным. Но, опять таки - смотря какая музыка. Если слушать что-то легкое, ненавязчивое, сидя с бокалом шампанского - это одно; а если выключить свет, включить достаточно громко аппаратуру очень хорошего качества, позволяющую улавливать все мельчайшие нюансы и мелочи, то это - совсем другое. Львиная часть традиционной электроники не предлагает вам какие-то запоминающиеся мелодии, сложность и мастерство пианиста-скорострелки. Создается атмосфера, которая вас окутывает, как туман, которая воздействует на вас и ваши мысли... 
 
DJ: Вы много общаетесь с создателями и слушателями электронной музыки, можно ли этих людей отнести к какому-то определенному психологическому типу? 
М.Л.: В определенном смысле - да. В большинстве, это не агрессивные, по своей природе, не злые люди. Они интеллигентные, интеллектуальные, много читали, люди, которые живут духовной жизнью. Если говорить о создателях этой музыки,.. не знаю, можно ли так сказать, но многие из авторов - это люди, помеченные богом. Потому что далеко не каждый может создавать такую музыку. В наше время, когда клавишно - компьютерная техника стала достоянием масс, на Западе уже всерьез боятся, что полчища доморощенных "шульцев" и "дримов", уже начавших атаковать музыкальный мир, скоро своим количеством закроют настоящее качество, которого в последнее время, кстати, становится все меньше и меньше. Можно закончить консерваторию, можно получить какое-то немыслимо крутое музыкальное образование, можно играть с нотного листа абсолютно все и на любом инструменте - но, может получится так, что при всем этом вы не сможете создать ничего ценного на поприще электронной музыки... А бывает и по другому. Человек работает водителем такси в маленьком немецком городке, ну так, слегка играет на рояле - а потом... становится известным на весь мир. (Elmar Schulte). 
 
DJ: Каждый инструмент диктует исполнителю определенные условия. Компьютер - совершенно особый инструмент. Как по вашему, он дает больше возможностей музыканту или ставит его в более жесткие рамки? 
М.Л.: Это как посмотреть. Если у вас есть компьютерно-клавишная система достаточно высокого, профессионального уровня, ваши творческие возможности абсолютно неограниченны и неизмеримы. С другой стороны, при этом, вам нужно ограничивать самого себя, найти именно то, чтобы не было ничего лишнего или громкого, чтобы у вас не звучало 20 партий одновременно, и так далее. Конечно, не нужно быть супер пианистом, чтобы играть электронную музыку. Например, тот же Эдуард Артемьев как-то давно у меня в программе заявил: "я был посредственным пианистом". Вы можете не обладать виртуозностью и сверхмастерством нажимания на черные и белые клавиши, чтобы творить на электронном поприще. И порой успех вашего творчества зависит совсем не от невероятных технических возможностей вашей аппаратуры, а, чаще, от вкуса, чувства меры, гармонии, от ваших собственных мироощущений, от того насколько космично, экспериментально, чувственно, нервозно, умиротворенно, вызывающе, красиво или вызывающе вы воплощаете это в звуки. 
 
DJ: Как вы оцениваете электронное будущее в России? 
М.Л.: Я не знаю, что электронику в нашей стране ждет завтра. Судя по развитию событий начиная где-то с 90-го, эта музыка будет здесь хотя бы более-менее известна не скоро. Сдвиги, конечно, есть, но мне кажется. Что еще далеко до того, когда в России будут проходить международные электрические фестивали, будут созданы фэн-клубы, специализированные журналы и магазины. Некая позиция современного андэграунда у этой музыки присутствовала всегда, но в нашей стране - как-то особенно углубленно... И я думаю, что если сегодня ав России электроника является не популярной. То одной из причин является тотальная неосведомленность и незнание о существовании таковой. Многие люди разных социальных слоев, разных возрастов, сталкиваются с этим жанром и находят в ней что-то свое. Синтетическое поле настолько огромно, что каждый сможет найти там свой цветок, для каждого там что-то есть... 
Беседу вел Владимир Морковин

публикации

При использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна. All rights reserved. Design and maintenance ML Productions ©1998-2015. Техподдержка Hotsupport