пресса :: публикации

Технологии убили звук

www.havefun.ru

2007 март

Интервью с основателем и музыкантом техно проекта  Lator.
Такое имя как Мартин Ландерс слишком много значит для отечественной клубной культуры, чтобы не знать его. Он  творит музыку с 70х годов, когда большинства из нас еще не было на свете. Он знает как все начиналось. Он способствовал этому процессу. Радиошоу с первыми звуками электронной музыки именно с его подачи стали доступны еще не искушенному слушателю.Все становление нашей клубной культуры прошло на  глазах этого легендарного человека, и с высоты своего опыта и возраста, как на ладони разглядывая произошедшие метаморфозы, он много может рассказать. 
Мы не стали зацикливаться на банальных вопросах про творческие планы или спрашивать почему их коллектив называется Lator, обо всем этом пестрит буквами интернет. Мы поговорили о глобальном. О процессах. О том что было, что есть и почему так.
Вам, вероятно, особенно видна динамика процесса становления клубной культуры, расскажите.
Мартин Ландерс: Конечно. Технический прогресс. Независимый рост высоких технологий и прогресс – это вещи, которые неизбежны. И соответственно, они за собой тянут прицепом все происходящие изменения.
Жизнь меняется, люди меняются, характер у людей меняется.
Самое глобально изменение, что раньше были модные ди-джеи, а сейчас есть модные клубы.То есть, если пять-шесть лет назад ди-джей А играет в клубе Б люди говорили: «А где сегодня играет ди-джей А, в клубе Б?», и все идут туда. На следующей неделе «Где играет ди-джей А?», "В клубе С", и все идут в клуб С. А сегодня вот в этих модных клубах люди даже не имеют представления об имени того, кто стоит за вертушками. Вот это самое глобальное и плохое изменение.
Новая форма досуга молодежи. Я не буду называть конкретные клубы, не буду делать ни рекламы ни антирекламы, просто есть сейчас модные клубы, которые к клубной жизни, к танцевальной электронной музыке не имеют вообще никакого отношения. Это просто модные места, куда приходят модные люди. Очень мало осталось клубов, в которые люди ходят за музыкой. На периферии, слава богу, это еще есть. Надо еще сказать, что москва жутко перекормленный город, тут уже зажрались. Не удивишь никого и ничем. Абсолютно.
Приезжают люди из Европы, говорят: "У нас нет такого прохождения звезд". Тут в неделю, посчитай, сколько звезд приезжает.
Вчера я был на Кеворкяне, и еще в трех местах. В общем, я проехал четыре места, и везде звезды выступают! Грубо говоря: четыре клуба – четыре привезенных ди-джея. Не местных. И не раз в год, не раз в месяц, а в неделю привозится.
 
Это плохо разве?
Нет, это не плохо, просто публика уже становится такая:
«А кто там сегодня приезжает? Ну да ладно, не пойдем, мы в прошлом месяце на нем были». Нивелируется все понятия.
Мне было 16, у нас был железный занавес, я говорил: «Ребята! Выпустите меня на две недели, чтобы я увидел всех своими глазами, чтобы я увидел Pink Floyd, Queen, Nazareth – все это живьем увидел, а потом ставьте меня к стенке и расстреливайте коммунисты долбаные! Вот такое было, понимаешь!
Вседоступность музыки, это MP3 – все убивает! Технология убивает музыку!
 
С одной стороны да, но ведь и развивает тоже?
Ну, сложный вопрос, потому что, когда я, опять же в глубоком детстве, ехал с катушечным магнитофоном в другой город, чтобы записать у человека с виниловой пластинки какой-то альбом, платил 5 рублей, помимо дороги туда и назад, платил 5 рублей за то, что он мне позволил записать этот диск.
Да, тогда музыки было в десятки, если не в сотни раз меньше у каждого человека. Это было очень дорогое удовольствие. Хороший катушечный магнитофон стоил как машина «Жигули» тогда, и это мог себе позволить далеко не каждый.
А сейчас: «А! Скачал! А лажа!». Все! И вот эта ценность, факт того, что люди тратили неделю, месяц, полгода на создание этого трека, и что вообще это – музыка, все как-то обесценилось. Уже нет этой ценности. С одной стороны это хорошо – доступность. Но с другой – утрачена некая магия, волшебство. Реально, в мире сейчас никого не удивишь. Раньше с якутскими напевами, горловым пением ездили в Америку, и все там в Америке удивлялись, а сейчас человек может сидеть в Новом Зимбабве и скачивать любую музыку, хоть нанайцев, хоть китайцев. Это, конечно, хорошо с одной стороны, но с другой, присутствует вот этот эффект, что все обесценилось. Мы говорим о тенденциях.
 
Что делать? Как выживать?
Реально, я считаю, показывать разницу: Можно зайти на Вьетнамский рынок, купить костюм от модного бренда, а можно зайти в магазин этой марки и купить подлинную вещь. Я думаю, это будут разные вещи. Но и та, и другая будут этой марки. Вот что ужасно.
К чему я это говорю? Сейчас, в век современных технологий, любой поставил себе компьютер и колонки, и "пишет музыку".
 У нас плюнь, и попадешь в ди-джея. Плюнь чуть-чуть подальше - попадешь, якобы, в музыканта.  У некоторых вообще клавиатур нет, они мышкой пишут музыку.
Понятия профессии нет, не существует как такового. Соответственно, занимаются музыкой на 80-85% дилетанты, и выкидывают это на рынок. А народ обычно хавает все. И тогда, при таком объеме пропадает понятие качества. Люди, которых никто никогда не учил.
 
Позвольте, а кто может их научить? Только такие гуру как вы...
Ну, учить можно только на своем примере. Так же должны учить СМИ, но они не учат. СМИ ничему не учат, потому что, если взять любую зарубежную страну, это у нас люди выкидывают в миллионах форумов: "Ребята, зацените мой трек!", на западе-то все еще проще: вот мы с ним собрались, он банкир, а я чернорабочий. У него стоит компьютер, у меня стоит компьютер, мы купили мини-клавиатуру, знаем ноты, или  не знаем, и бах! сделали вообще свой лейбл, сразу же зафиксировали, организовали, назвали лейбл "Вася". И пожалуйста: ты заходишь в магазин, от лейбла "Вася" ты можешь покупать диски. А то, что это полная дешевка, туфта, безвкусица, непрофессионализм-никому не интересно и не понятно.
Мы, вы - должны воспитывать вкус, потому что, творчество, не будем говорить "ди-джеи", "клубы", посто люди, которые находятся на сцене, свой интеллектуальный труд выносят на общее обозрение, они ни в коем случае не должны подстраиваться под публику, а сейчас зачастую так. Почему? Потому что это коммерция. Если я не буду нравится, значит на меня не будут ходить, значит бабла будет ноль.
И мало кто имеет такую позицию: «как я говорю, так и будет!». Есть просто сейчас очень много направлений всяких, есть масса профессий которые именно на угоду. Вот к примеру сидит барин, взгрустнулось ему, он стакан принял, зовет скомороха: «А ну-ка давай, повесели меня!». Есть масса таких же артистических профессий, и от этого никуда не денешься. 
Но есть понятие, которое не приемлет никакого скоморошества. Есть понятие интеллектуального труда, багажа. То есть, когда мне все-равно, как это оценит публика. 
Помню, в интервью меня как-то спросили: «А вот если завтра минимал будет не в моде, чем вы займетесь?». Я на это ответил: «Извините, а что, минимал был когда-то в моде?» Люди все-равно мыслят какими-то стереотипами, что это вот модно, а это не модно. Например модно сегодня электро-хаус, значит нужно работать в стиле электро-хаус, который всем деревням и весям в жилу. Но, надо сказать, что мы в выигрышном положении, потому что мы занимаемся, независимо от моды, тем, чем нам нравится и не умираем с голоду.
 
А вы всегда такими были? Вы начинали исключительно с мыслями о творчестве, не думая о выгоде?
Меня порой друзья-банкиры спрашивают: «Ну а ты че, все музычкой какой-то занимаешься? Когда ты уже делом займешься, бизнесом? Бабки когда начнешь рубить? Пора уже из детства уходить».
Единственное, что музыкант не должен быть голодным.
Я бы сказал как:«Обеспечьте достойное существование, а потом можно и голодать. Но чтобы у тебя была крутая нормальная студия. Это очень дорого. Буквально вчера с Кубиковым разговаривали о том, что, ну вот где взять 300 тысяч Евро на нормальный пульт? Просто нормальный пульт. Ни что-то там. Не синтезаторы, не приборы. 300 тысяч Евро.
 И это очень важно. Только дилетант рассуждает так, что я мол купил звуковую карту за 200 долларов, поставил в компьютер и фигачу музло.
 
Мы правильно понимаем, задача такова: обьяснить молодым, что главное творить ради творчества?
Конечно нельзя сказать, чтобы они совсем забыли об этом. Шли в дворники или банкиры. Пусть все творят, но, это не пожелание, а идеология жизни такова, что надо ПОНИМАТЬ, а вот понятия, его сегодня нет.
 Я телевизор не смотрю, к счастью, но когда я что-то мельком вижу на наших музыкальных каналах, мне становится не просто страшно, это крах нации! Это крах на всей планете происходит. Потому что вот этот ширпотреб, ублюдничество возвели в разряд звездности. Вот эти все кривляния, вот эти все манеры, выпячивания губ – дело в том, что все, кому сегодня 16 лет, воспринимают это за чистую монету. 
Занимаются подражательством и считают, что это круто. Точно так же как еда в Фаст-фуде. Когда я звоню дочке из города и спрашиваю что ей привезти, она говорит: «Привези мне Биг-маг». А дома при этом жареное, вареное, мясо, рыба, птица – все есть. И это здоровая пища. А она просит Биг-маг, и то, что синтетическое масло, на котором все это готовится, не расщепляется в организме никогда, об этом фаст-фуд не кричит. Если ты дома пожаришь картошку на растительном масле, оно у тебя расщепится. А то, что ты сьешь там, у тебя все осядет. Это вообще есть нельзя. Но, реклама делает свое дело.
 
Какой вы можете сделать прогноз на будущее отечественной клубной культуры?
Мое мнение такое: когда наша отечественная культура будет создавать что-то конкурентоспособное и продвигать это на, хотя бы пока европейский рынок, я не говорю про мировой, тогда мы и выйдем на новый уровень.
 
А начнем ли мы?
Ну это зависит от того, буду ли появляться талантливые люди.
 
Альбом на Kompakt’е это разве не продвижение на европейский рынок?
Kompakt не самый крутой лейбл в мире, хоть и уважаемый. Это нужно уже смотреть частности. Ди-джей А может написать наихудшайший попсовый трек и выпуститься в Англии на таком же попсовом лейбле, а здесь он будет ходить и гнуть пальцы. Надо очень дифференцированно смотреть на эти вещи.
 
Ну а если брать конкретные примеры? Те же SCSI9...
Это нормальное явления, молодцы ребята! Но таких проектов как SCSI9 - их больше нет. Понимаешь, весь мир смотрит на страну Россию как мы смотрим, например, на Монголию. Ты много знаешь монгольских ди-джеев? Или музыкантов? Так вот для всего мира Россия, это точно так же. Это что-то такое, где все в тюбетейках, на верблюдах, где все в кирзовых сапогах. У нас нет вообще мировых имен.
Точно так же во всем мире неизвестны и наши самые великие поп-певцы, зато Майкла Джексона знает весь мир. Почему?
 
Талант?
Не только. Ты знаешь, сколько человек работает на ди-джея, которого зовут Пит Тонг. У него комманда 45 человек. И если какой - то Вася Булкин сидит в каком-нибудь Воронеже, и он талантливый ди-джей или музыкант, но у него нет денег, нет пособников, нет пиара, у него нет и возможности стать Майклом Джексоном.
И здесь влияет не только везение. Это длинный путь, и ты должен в этот форватор попасть, но не один, тебе дожны помогать. Сочетание очень многих факторов.
Сегодня на всей территории России миллионы ди-джеев, но ди-джеев не может быть миллион. Ведь человек, которому сегодня 17 лет, он идет в ди-джейскую школу, научился сводить, зашел в магазин, купил 50 пластинок и все, он ди-джей. Так не бывает! Ди-джей как и музыкант. Должен быть музыкальный багаж у человека, и если он кроме хауса коммерческого в жизни ничего не слышал, он не может быть ди-джеем. Вы посмотрите на звезд которые приезжают сюда. Много приезжает двадцатилетних звезд с мировым именем? Им всем лет за тридцать. А то и за сорок. И они прошли все и блюз, и рок, и диско. Музыкальный багаж, который формирует вкус. Мне очень часто предлагают заплатить деньги, говорят что не хотят ни в какую ди-джей школу и просят научить. Я говорю : "Ребят, научить вас может любой ди-джей, он объяснит что такое сильная и слабая доля, куда как попадать, что такое пульт. Но нет никакого института, где учат музыкальному вкусу.
 
Разве не похвально, что многие хотят занятся ди-джейством, и делаю для этого все возможное?
Это похвально, но не надо делать из этого культа, не нужно делать из этого моду, потому что ди-джейство - это совсем не такая простая вещь. Я, честно говоря, никому не советовал бы быть ди-джеем. Люди сейчас как мыслят? "Я - ди-джей! Вокруг меня девочки, все будут зажигать". На самом деле это очень тяжелый, скурпулезный труд. Потому что из 5000 треков я выберу себе для игры всего 2. А мне эти 5000 треков нужно пропустить сквозь себя. Потому что когда ди-джей выходит на площадку, люди видят ИТОГ работы, а ту работу, которая проходит, никто не видит. Об этом никто не думает.
 
Еще лет пять-семь назад большинство ди-джеев играло на виниле...
Ну, каждый выбирает то, что ему ближе. Опять же развитие технологий, появление Final Scratch, тот же трактор в ноутбуке, когда люди вообще Mp3 играют, тот же винил, те же CD, завтра появится еще что-нибудь новое. Остается только выбирать. Дело не в том "на чем", хоть на губах играй! Главное - результат! Каков итог тому, что ты делаешь.
 
А как же потеря живости звучания?
А не надо было тогда вообще Mp3 выпускать. Потому что оно создавалось изначально как технический формат, а его выпустили на уровень доступный всем. Теперь многие люди говорят, что Mp3 это вообще круто, а зачем мол, что-то еще?
Технологии убили звук!
Почему на дорогих студиях до сих пор стоят вот эти магнитофоны, старинные, катушечные? Потому что звук живой.
Нужно не забывать о тенденциях развития высоких технологий, которые убили звук, потому что выпускаемая аппаратура, ди-джейские CD-плееры со всеми прибамбасами, не смотря на то, что они профессиональные, по звуку плохи.
Если взять виниловый проигрыватель и хороший CD проигрыватель, и послушать, то разница в звуке будет где-то порядка 10%-15%. То есть нормальный CD плеер будет звучать на 10-15% хуже. Это я говорю о нормальном CD плеере. А те, что стоят в клубах, профессиональные – там разница будет 75-80%. Это не потому, что CD настолько плох, а потому что такая делается аппаратура.
Я играю на виниле и на CD. Я получаю промо Wav-файлы с серверов всего мира. Некоторые вещи играю в десятки раз раньше, чем это появится в магазинах.
 
Многие авторитетные ди-джеи, возьмем к примеру Goa Gil’а, играют на DAT'ах...
Ну, на DAT'ах особо не поиграешь, это чисто совковая такая фишка. Ну как ты будешь на Data’х сводить? Это просто фетиш такой, но это совсем не значит, что это правильно.
 
И все же мы не можем не спросить о ваших ближайших планах...
Мы выпускаем пластинку, первый диск Lator'а. И виниловый сингл с ремиксом у нас выходит в Германии. Главный наш план, идти вперед!
Интервью: Олег Морозов / Милена Шустваль
Фотографии: Аня Podvodnaya
Благодарим Клуб-ресторан "Шанти" 
Автор:  milena

публикации

При использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна. All rights reserved. Design and maintenance ML Productions ©1998-2015. Техподдержка Hotsupport